Пять основных ошибок копирайтеров

Речь в этой статье пойдёт не о грамматических ошибках, наличие которых в оплачиваемых текстах недопустимо, а об организационных и психологических промахах, приводящих к снижению качества текстового контента и, как следствие - к потере заказчика.

Ошибка №1. Небрежное отношение к изучению технического задания

К сожалению, такое явление сегодня достаточно распространено, особенно в среде начинающих писателей рекламных и информационных текстов. А ведь заказчик иногда тратит немало времени на составление технического задания именно для того, чтобы исполнитель чётко понял поставленные задачи и полностью осознал ключевые пожелания к тексту. Поэтому изучать набор требований и критериев, представленных в ТЗ, следует по пунктам, уделяя особое внимание деталям, в которых, как правило, заключается видение заказчика будущего текста. В частности, необходимо понять основную функцию текстового материала, сопоставить используемую стилистику с существующими текстами на сайте, если таковые имеются, а также грамотно определить формат статьи.

Ошибка № 2 Неверное понимание формата текста и сайта

Сегодня все тексты в Интернете можно условно разделить на следующие категории:

  • Информационные статьи;
  • Аналитика;
  • Объявления;
  • Новости;
  • Пресс релизы;
  • Рекламные тексты;
  • Каталожные описания;
  • Форумные посты;
  • Отзывы

Соответственно каждый текстовый материал подпадает в одну из вышеперечисленных категорий, что требует от исполнителя точного соблюдения правил написания того или иного текста. Так, пресс релиз невозможен без наличия информационного повода, например, открытия нового магазина или старта интересного конкурса. Стандартная новость предполагает краткий ёмкий формат изложения информации без выводов и рекомендаций. Для написания информационной статьи понадобятся сведения из различных источников и собственного опыта, а аналитические материалы всегда включают в себя выводы, оценки и прогнозы. Одним словом, каждый текст пишется в определенном формате, который рекомендует заказчик или выбирает сам копирайтер.

Ошибка №3. Неадекватный стиль

Каждый сайт и каждое направление предполагают создание текстового контента в определенном стиле, который будет соответствовать формату ресурса и привлекать внимание целевой аудитории. Правильно выбрать стиль – ещё одна задача для копирайтера, желающего преуспеть в собственной профессии. Если речь идёт о написании текста «О компании», в котором будет расписана история и достижения крупной промышленной корпорации, то рекомендуется использование ёмких предложений без причудливых прилагательных. То есть всё должно быть предельно серьёзно, солидно и информационно. А вот текст на главную страницу компании, занимающейся организацией праздников, должен создавать у читателя лёгкое предпраздничное настроение. Поэтому в данном случае можно «на полную катушку» использовать авторское вдохновение, выразительные прилагательные и креативную образность.

Ошибка №4. Пренебрежение структурированием текста

Любой текст с монитора читается приятнее, если он разбит на абзацы и подзаголовки. Это – установленный факт. Кроме того, название подзаголовков можно сделать настолько привлекательными и провоцирующими к прочтению, что даже незаинтересованный посетитель, случайно попавший на страницу данного сайта, может остаться и прочитать текст до конца. Грамотное структурирование статьи облегчает задачу написания – писать любой текст по смысловым разделам проще и приятнее, так как большой объём всегда давит на психику копирайтера. Более того, наличие подзаголовков исключает хаотичное изложение мыслей, идей и фактов, представляя собой определённый «скелет» текстового контента, который в итоге должен «заработать» на все сто процентов.

Ошибка №5. Неэффективное использование потенциала Интернета

Многие начинающие исполнители при написании текста на незнакомую тему используют от силы один-два источника, что существенно ограничивает работу мысли и количество включаемых в материал фактов. Настоящий профессионал работает, как минимум, с пятью достоверными независимыми источниками информации, которые внимательно изучаются перед написанием текста. Такой подход позволяет глубоко проникнуть даже в не совсем знакомую тему, правильно определив акценты и основные моменты будущей статьи. Излишняя лень в данном случае приводит к созданию ещё одного унылого штампа с однобоким освещением знаковых позиций описываемого объекта.

Напоследок стоит отметить, что, конечно же, количество распространённых ошибок опытных и начинающих копирайтеров значительно превосходит описанную пятёрку. Сегодня даже маститые писатели зачастую попадаются в ловушки шаблонов и неверных технических сведений, которые как снежный ком распространяются по сети низкобюджетными рерайтерами, способными за день «наваять» до 50 тыс. знаков. Насыщение текстов бессодержательной «водой» - ещё одна распространённая болезнь, грозящая превратиться в эпидемию. Так что всем нам есть, над чем поработать, а поэтому всегда найдётся и что покритиковать.